Интервью с трихологом Ю. В. Суровицкой

Красивые волосы – гордость женщины и очень важная составляющая ее внешнего вида. Они подчеркивают привлекательность и индивидуальность.

Как сохранить красоту волос? С этим вопросом мы обратились к кандидату медицинских наук, врачу-дерматологу, трихологу, косметологу Суровицкой Юлии Владимировне.

На волосистой части головы волосы могут находиться в разных фазах роста:

Анаген – фаза активного роста. Волос активно связан с сосочковой зоной, через которую получает питание.

Катоген – волосяной фолликул «впадает в спячку».

Телоген – фаза выпадения.

Диффузная алопеция – выпадение волос, связанное с нарушением их фаз роста в результате воздействия на волосяные фолликулы различных эндогенных (внутренних) и экзогенных (наружных) факторов.

Диффузной алопецией хоть раз в жизни страдает каждый человек.

- Юлия Владимировна, расскажите, пожалуйста, о причинах этого процесса.

Ю.В.: На мой взгляд, одной из важных причин является стресс. Выброс адреналина вызывает централизацию кровообращения (отток крови от кожи волосистой части головы и приток к жизненно важным органам). Кортикотропин-релизинг (релгезинг)-гормон вызывает дегрануляцию тучных клеток с последующим повышением проницаемости сосудистой стенки и застоем крови.

На второе место я бы поставила послеродовый период. В это время снижается уровень эстрогенов (женских половых гормонов), часто развивается железодефицитная анемия. На этом фоне замедляется кровоток, происходит нарушение обменных процессов и развивается кислородное голодание.

На третьем месте – окрашивание и другие химические воздействия. В состав химических красителей зачастую входят соли токсических металлов: свинец, железо, медь, кобальт, цинк, висмут и другие. Часть их может всасываться в кожу, вызывая резкое поредение волос, вплоть до тотальной алопеции. Кроме того, первым этапом окрашивания часто является обесцвечивание волос перекисью водорода и гидроксидом аммония. В результате происходит разрушение меланина на уровне коркового вещества с последующим вымыванием его из волосяного стержня. При этом разрушается аминокислота цистеин, что приводит к появлению изломов и нарушению целостности структуры волосяного стержня.

Следующая причина – элементарный дисбаланс (несбалансированное питание и дисбактериоз). На состояние волос существенно влияют особенности питания, поступление в организм с пищей серосодержащих аминокислот – глицина и цистеина. Эти вещества необходимы для нормального роста и развития волоса.

Кроме того, для нормального роста волос необходимы белок, витамины, микроэлементы (калий, магний, цинк, кремний, железо, селен и биотин). Поэтому у большинства людей серьезные проблемы с волосами начинаются именно тогда, когда нарушается режим полноценного питания. Следует заметить, что женщины более чувствительны к диетическим погрешностям, чем мужчины.

Кроме того, нарушение кровоснабжения и питания волос возможно при следующих причинах:

• Гормональный дисбаланс (СД, гипотиреоз, гипопаратиреоз)
  • На фоне приема лекарственных препаратов
  • Возрастные изменения
  • Важную роль в этом процессе играют неблагоприятные факторы окружающей среды

В норме кожа волосистой части головы и каждый волосяной стержень покрыты защитной липидной пленкой, которая обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям, например, при расчесывании. Длительное пребывание на холоде, жизнь в мегаполисах, тяжелая работа приводят к спазму прекапиллярных сфинктеров. Под воздействием УФ-лучей, хлора, морской соли происходит окисление липидов в этом тонком слое, в результате чего образуются свободные радикалы, активность которых вызывает дальнейшее повреждение липидной пленки.

- Юлия Владимировна, какие рекомендации Вы можете дать пациентам?

Ю.В.: Лечение больных с трихологическими проблемами – длительный и трудоемкий процесс, затратный с точки зрения временных ресурсов для врача и пациента. Безусловно, залогом успешной терапии является правильная постановка диагноза.

В настоящее время выпускается целый ряд лекарственных препаратов для общей терапии заболеваний волос и волосистой части головы, а также для местного применения.

Высокие результаты дает мезотерапия волосистой части головы, которую, безусловно, должен проводить врач после предварительно собранного необходимого анамнеза, а не косметолог-эстетист.

Помимо этого, я, безусловно, рекомендую избегать вышеперечисленных факторов риска.

Будьте здоровы!